Проведение Due Diligence

Due Diligence (DD) — всестороннее исследование деятельности компании/бизнеса для определения его финансового состояния и положения на рынке с точки зрения потенциального инвестора. Результаты DD играют важную роль в принятии окончательного решения о возможности инвестирования в компанию или проект. Для соискателя финансирования данная процедура позволяет выявить различного рода риски (юридические, коммерческие, финансовые, производственные и т.п.) бизнеса или инициируемого проекта в преддверии привлечения инвестиций или кредитов. На сегодняшний день DD является самым надежным инструментом диагностики бизнеса, который обеспечивает заинтересованным сторонам максимальную защиту от неожиданностей при проведении крупных инвестиционных сделок.

В рамках услуги Sprout Force Capital проводит комплексный анализ всей совокупности отношений внутри компании и её взаимодействия с внешней средой с последующей подготовкой подробного отчета о состоянии бизнеса. Анализ основывается на изучении внутренней информации предприятия (стратегические документы, результаты финансово-хозяйственной деятельности, корпоративная структура, юридическая база и др.), а также на результатах маркетинговых исследований и опросах экспертов. Как правило, выделяют следующие блоки DD:

  • Правовой (Legal Due Diligence), который определяет соответствие компании действующими нормативными актами в области гражданского, трудового, корпоративного права. По сути, это проверка на юридическую «чистоту» всех аспектов деятельности, связанных с владением активами и ведением бизнеса.
  • Налоговый (Tax Due Diligence) — анализ налогового положения бизнеса (исчисление, декларирование и уплата налогов) с целью оценки налогового бремени и возможности налоговой оптимизации.
  • Финансовый (Financial Due Diligence) подразумевает проверку достоверности сведений о доходности, финансовой стабильности, коммерческих перспективах компании и дает заключение о способности предприятия приносить доход.
  • Технологический (Technical Due Diligence) представляет собой оценку производственного потенциала предприятия, включая изучение технической базы и применяемых технологий.
  • Управленческий (Management Due Diligence) – специальное исследование системы управления предприятием/бизнесом или его отдельных подсистем (управление стратегией, оперативной деятельностью и производством, качеством, персоналом, внешними связями, закупками, сбытом и т.п.), а также изучение качества администрирования и системы безопасности.
  • Маркетинговый (Market Due Diligence) — анализ конкурентной среды и положения компании на рынке с целью определения возможностей роста и развития бизнеса с учетом макроэкономических и отраслевых факторов.

Не всегда обязательно проводить проверку в полном объеме – перечень бизнес-процессов, которые необходимо проанализировать в ходе DD, может меняться в зависимости от целей анализа. Например, по результатам проведения управленческого Due Diligence наши клиенты получают:

  • Квалифицированное заключение о соответствии фактической практики управления компанией правилам, установленным в нормативной документации (как внешней, так и внутренней).
  • Вывод о соответствии фактической практики управления компанией лучшим образцам (для отрасли, для аналогичных масштабов бизнеса).
  • Описание ключевых бизнес-процессов с указанием их потенциально проблемных мест.
  • Рекомендации и укрупненный план мероприятий по совершенствованию управления компанией.

Важно отметить, что с точки зрения потенциального инвестора или кредитора наличие выполнимого плана преобразований является позитивным аргументом при принятии решения о выделении финансирования.

В целом процесс DD является крайне важным этапом подготовки к сделке, так как проводится всесторонняя оценка рисков бизнеса, дается их стоимостная оценка, и, исходя из этого, может определяться итоговая цена сделки. Практика показывает, что негативные последствия, с которыми приходится сталкиваться компаниям при отсутствии подобной процедуры, нередко оказываются гораздо более существенными, чем затраты на ее проведение.